ПроизводительПроизводитель
 
МеткиМетки

Облако тегов WP Cumulus, требует для просмотра ]]>Flash Player 9]]> или выше.

 
КорзинаКорзина
0 товар(ов):     0руб.
 
СтатьиСтатьи

[2011-01-23]
Занятия с счетными палочками Кюизенера
далее...


[2011-01-23]
Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка
далее...


[2011-01-23]
Почему деревянные игрушки так привлекательны для детей?
далее...


[2011-01-30]
Игрушки для развития мелкой моторики у детей
далее...


Все статьи
 
Хит продажХит продаж
 

Методика Монтессори

Методика Монтессори

Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям.
Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины.
Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.
Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.
Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".
Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.
Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).

Впитывающее мышление
При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность “впитать” правильную речь.

Сензитивные периоды
Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится.
В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей.
• период развития речи (0-6 лет)
• период восприятия порядка (0-3)
• период сенсорного развития (0-5.5)
• период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
• период развития движений и действий (1-4)
• период развития социальных навыков (2.5-6)

Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.
В детских садах, работающих по системе Монтессори, воспитатель - это помощник, а не надзиратель. К нему всегда можно обратиться за советом, попросить растолковать непонятное, помочь приклеить, сложить, раскрасить. Сама обстановка побуждает малыша раскрывать свои возможности. Помещение делится на несколько функциональных зон ("кухня", "мастерская", "арт-сектор"), и ребенок сам (!) выбирает, чем, сколько и как ему заниматься.
По мнению приверженцев системы Монтессори, взрослые обедняют мир ребенка, лишая его участия в повседневных делах: уборке, стирке, приготовлении пищи, мытье посуды. Все эти "скучные" занятия сказочно интересны, если относиться к ним как подобает. Еще один из принципов педагогики Монтессори - формирование разновозрастных групп. Взаимодействие младших и старших, как считают специалисты, дает столь необходимый детям социальный опыт. Обучение происходит не только по веками утвержденной вертикали: воспитатель - ребенок, но и по горизонтали: старший ребенок - младший. Преимущества такого подхода очевидны: младший может спросить у старшего то, что постесняется спросить у взрослого, а старший учится отвечать не только за себя. Родители знают, как трудно прививается чувство ответственности. В детских учреждениях, руководствующихся системой Монтессори, это происходит само собой.

Другой важный принцип - сочетание на занятиях свободы и дисциплины. Здесь никого не заставляют сидеть вытянувшись в струнку. Относиться к детям, как к оловянным солдатикам, - значит дискредитировать само понятие "детство". Дисциплина не может быть чем-то навязанным извне, ребенок должен внутренне согласиться с необходимостью ограничивать себя. Последователи Монтессори учат понимать, а уже потом подчиняться. Дети, ходившие в такой детский сад, не боятся общения, умеют и любят работать как самостоятельно, так и в группах, ценят сам процесс познания. Необычайно интересны методические пособия, разработанные Марией Монтессори, например, пузырьки с пипетками. Окрашенную жидкость надо набрать из пузырька в пипетку и аккуратно перелить в специальные ячейки, а потом обратно в пузырьки, не расплескав. Емкости с губками используются примерно с той же целью: вода набирается в губку, а затем отжимается из нее в емкость. Таким образом развивается моторика пальцев, кисти. Смешивая разноцветные жидкости, ребенок познает законы колористики.
Математику малыши изучают, нанизывая бусины. Шершавые буквы из бархатной бумаги, наклеенные на картон, - пособие для обучения письму. Дети осваивают алфавит через тактильные ощущения. Ведь писать можно не только на бумаге, но и пальчиком на песке, на манной крупе. Такие занятия вырабатывают по-настоящему хороший почерк.
Часть методического материала для занятий по системе Монтессори вы можете купить в нашем интернет - магазине RADA-BABY
Рамки - вкладыши
2011-02-15
Все статьи