ПроизводительПроизводитель
 
МеткиМетки

Облако тегов WP Cumulus, требует для просмотра ]]>Flash Player 9]]> или выше.

 
КорзинаКорзина
0 товар(ов):     0руб.
 
СтатьиСтатьи

[2011-01-23]
Занятия с счетными палочками Кюизенера
далее...


[2011-01-23]
Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка
далее...


[2011-01-23]
Почему деревянные игрушки так привлекательны для детей?
далее...


[2011-01-30]
Игрушки для развития мелкой моторики у детей
далее...


Все статьи
 
Хит продажХит продаж
 

О развивающих играх для детей по методике Никитиных.

Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями:
Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Что касается физической закалки – то, на мой взгляд, лучше выбирать методы, щадящие психику ребенка. Жизнь при температуре 18° С, окунание новорожденных в ледяную воду, на мой взгляд, несет в себе психологический дискомфорт. Очевидно, если ребенка поставить в суровые условия, то его организм найдет в себе резервы, чтобы выжить, и такой ребенок будет крепче обычных детей, но что в этот момент происходит с его психикой? Не начинает ли он ощущать этот мир миром, в котором надо ежеминутно бороться за выживание? Доман, в отличие от Никитиных, предлагает держать детей первого месяца жизни, одетыми в шортики и футболочку, при температуре 32° С, чтобы переход от внутриутробной жизни в наш мир произошел как можно более безболезненно. Возможно, этот подход более благоприятен для детей.
Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Павлович сформулировал так: "Возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать - и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс - НУВЭРС". НУВЭРС - необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей - ключевое слово методики Никитиных.
Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес. Он в 3 месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет - ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, - ему предлагают свой набор букв. Но если он, вопреки учебникам, не проявляет в 3-4 месяца интерес к твердой пище, его не торопят.
Не ограничивать развитие рамками и предписаниями - первое требование. Свободное движение - основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс - помогает.
Второе требование - не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное - увеличивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый самостоятельный выбор - творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открыть дверь, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.
И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом "сделать это самому". Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" ребенка только одобрением правильного решения. Сорадование - это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.

О развивающих играх для детей по методике Никитиных.

  1. Ребенку не навязывается никакая определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
  2. Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
  3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
  4. Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
  5. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
  6. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
  7. Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Сущность и особенность развивающих игр:
 
  • Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип "от простого к сложному".
  • В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  • Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  • Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  • Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью. В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.
  • Развивающие игры Никитиных

    Игра - Сложи узор

     
    2011-02-15
    Все статьи